Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове

Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
Воспоминания о профессоре Алексее Ивановиче Сидорове - https://mpda.ru
title image - https://mpda.ru
Фото: mpda.ru

2 апреля 2020 года, на сороковой день по преставлении ко Господу профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Сидорова, научная школа патрологических исследований кафедры богословия МДА запланировала вечер памяти, в программу которого входили панихида, торжественная часть, доклады, воспоминания, показ фото- и видеоматериалов о почившем руководителе. Однако известные события и связанный с ними карантин внесли свои коррективы в наши планы. Поэтому мы решили провести вечер его памяти в online-режиме, хотя и понимаем, что нынешняя публикация — лишь малая толика того, что хотелось по этому поводу сказать и что мы еще безусловно скажем о нашем дорогом учителе.

              Ныне его вспоминают коллеги-преподаватели и студенты, выпускники, ученики, друзья и добрые знакомые: архиереи, иереи, миряне.

Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, профессор Киевской духовной академии:

Алексей Иванович Сидоров был выдающимся богословом конца ХХ — начала ХХI века

И это без преувеличения. Кроме того, он был уникальным педагогом. Когда я обучался в Московских духовных школах, мне посчастливилось слушать его лекции по патрологии.

К тому же я помню то время, когда Алексей Иванович только появился в Московской духовной академии и семинарии. Это было как раз окончание господствовавшей атеистической идеологии и смягчение в отношении советского государства к Церкви, что позволило тогдашнему ректору МДАиС архиепископу Александру пригласить в Академию молодых преподавателей, которые хоть и не имели богословского образования, но при этом хотели посвятить всю свою жизнь вере и служению Церкви. И среди плеяды этих молодых тогда еще преподавателей, как мы их называли — «пиджачников», особым образом выделялся Алексей Иванович. Выделялся он прежде всего своей скромностью и незаносчивостью, несмотря на то, что ко времени начала преподавания в Академии он уже имел достаточное количество публикаций и был известен среди ученого сословия. Однако для нас, студентов, он всегда был каким-то очень простым и, в то же время, удивительно доступным преподавателем. В общении с ним никогда не возникало никаких барьеров. Все студенты, наверное, на всю свою жизнь запомнят, что когда Алексей Иванович входил в аудиторию, на его лице всегда была улыбка. Он всегда спрашивал у студентов, как у них дела, каково их настроение. И тем самым он располагал нас, молодых студентов, к себе. Кроме того, каждый, кто лично знал или же просто соприкасался с Алексеем Ивановичем, помнит, что он никогда не был равнодушным к студентам. Если он видел, что какой-нибудь студент был грустным, он обязательно интересовался, что с ним произошло и почему он грустит. В этом отношении каждый из нас чувствовал его отцовскую заботу. Он как будто хотел восполнить недостающее родительское тепло.

В отношении оценок Алексей Иванович всегда был весьма добродушным или, как сейчас говорят, — либеральным преподавателем. Но, в то же время, когда кто-то из нас в своем ответе ошибался, приписывая, например, какому-нибудь святому отцу то, чего он на самом деле не говорил и не писал, Алексей Иванович мог очень строго поправить студента. И делал он это не для того, чтобы показать свое интеллектуальное превосходство, но чтобы те или иные заблуждения не укоренились в сознании молодых людей — будущих священников.

Когда Алексей Иванович в рамках предмета патрологии рассказывал нам об учении того или иного святого отца, он всегда умел найти доступные и очень простые слова, которые буквально впитывались нашим сознанием. И хотя те святые отцы и учители Церкви, жития и труды которых мы изучали на лекциях по патрологии, жили в первые века нашей эры, Алексей Иванович умел преподнести их богословие в современном и доступном для нас ключе.

Алексей Иванович был не из тех преподавателей, которые просто приходили на лекцию и вычитывали свой материал. Он жил своими лекциями. Читая лекции по патрологии, Алексей Иванович имел особое благоговейное отношение к святым отцам. К излагаемому материалу он подходил не просто как некий биограф или научный сотрудник, который сухо изучает письменное наследие той или иной личности. Для Алексея Ивановича учение святых отцов всегда было частью церковной жизни, а каждый святой отец был неотъемлемым членом Церкви как Тела Христова. И именно это он всегда хотел донести до нас. Он всегда учил нас, что творения святых отцов — это не нечто пережитое, забытое и неактуальное. Да, многие труды святых отцов были написаны ими по конкретному поводу, например, против той или иной ереси, которая возникала в Церкви, а сегодня этих ересей уже не существует. Сейчас, казалось бы, другие проблемы, а значит — и другие вопросы встают перед Церковью. Но Алексей Иванович уверял нас, что это далеко не так. Он учил нас тому, что в Церкви всё и всегда актуально. Творения святых отцов и учителей Церкви всё равно остаются актуальными для нас, так как они написаны по внушению Святого Духа, а значит — имеют отношение к каждому члену Церкви.

Наверное, каждый студент, который учился в то время в Московских духовных школах, помнит, как Алексей Иванович радовался тому, что его дочь вышла замуж за одного из студентов Академии. Этим студентом, между прочим, был мой однокашник. Это была, с одной стороны, как бы наивная, а с другой — весьма добрая, внутренняя, давно желанная радость от того, что теперь и он тоже входит в иерархическую семью Церкви.

Спустя многие годы после того, как я окончил обучение в Московской духовной академии и уехал из Троице-Сергиевой Лавры, я неоднократно встречался с Алексеем Ивановичем. И эти встречи были похожи на встречи с близким, родным человеком. Он всегда находил те добрые слова, от которых на душе становилось тепло. Поэтому сегодня, когда исполняется сорок дней его преставления, усердно молюсь, чтобы Всемилостивый Господь простил ему все его согрешения вольные и невольные и даровал Царство Божие. Алексей Иванович всю свою жизнь стремился к Богу. Он всю свою жизнь стремился ко Христу. И потому верим и уповаем, что его душа пребывает в предвкушении райских блаженств и молит Бога, чтобы и каждый из нас прожил свою жизнь достойно, для того, чтобы унаследовать Вечное Царство Христово.

Епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии:

Образ настоящего человека церковного и человека ученого, соединения столь редко в нашей жизни встречаемого

  В Сретенской духовной семинарии были собраны созвездия замечательных преподавателей, ярких и неповторимых людей — настоящих верных рабов Божиих, сознательно вставших на путь служения Церкви через обучение ее будущих служителей. Одним из них был приснопоминаемый Алексей Иванович Сидоров, преподававший у меня курс патрологии. Лично мне очень нравилась методика проведения им аудиторных занятий — рассмотрение личностей святых отцов через многосложную и красочную призму исторических эпох, а также вызывает огромную благодарность его искусство прививания хорошего вкуса неокрепшим юношеским умам, в том числе и в выборе авторов и духовных произведений. 

До сих пор не могу сказать, что больше запомнилось из занятий по патрологии и осталось в сердце — сами лекции или же «лирические отступления». Занятия профессора Сидорова проходили после обеда, и большинство находящихся в аудитории студентов мужественно боролось с искушением преждевременно отправиться в царство Морфея. Добрый преподаватель выводил нас из этого состояния доброй и яркой шуткой, касалась ли она его дедушки — сельского жителя или современных великих богословов. В этих отступлениях, помимо юмора (часто русского народного), всегда заключалась жизненная мудрость и нравственный посыл, доброжелательная передача собственного духовного опыта, своеобразная интерпретация святоотеческого опыта на всем понятном языке и на конкретном примере. Для большинства из нас, юных студентов, через подобного рода шутливые паузы открывалась целостность и величина личности Алексея Ивановича, великого в своей естественной простоте и благодушии, великого в богоустремленности и энергии, трудолюбии и интеллекте. Смелость, отсутствие всякого человекоугодия, трезвомыслие и нескрываемая огромная любовь к своему делу — изучения и преподавания святоотеческого наследия — всё это составляло образ настоящего человека церковного и человека ученого, соединения столь редко в нашей жизни встречаемого. Сложно представить человека, который не мог начать свой день без перевода святых отцов; сложно представить себе преподавателя, у которого скудоумие и лень студентов не вызывала раздражения и уныния; сложно представить жизне- и  человеколюбивого «монаха во фраке», словом и делом являющего всем свою любовь к Богу и презрение миру — по милости Господней, Алексей Иванович был таким человеком в моей жизни.

Незабвенными останутся для меня вторники в Сретенской духовной семинарии. В этот день большинство занятий проводилось преподавателями богословской кафедры, которые на переменах собирались в преподавательской комнате пообщаться в неформальной обстановке за чашечкой кофе. Алексей Иванович на этих «симпозиумах» всегда был негласным председателем, создававшим особую, домашнюю, теплую атмосферу, как нельзя лучше располагавшую к доверительной беседе. Воспоминания об этих вторничных встречах и беседах согревают сейчас мое сердце, трудящегося в Северной Пальмире.

Исполняя год обязанности ректора своей родной Сретенской семинарии, я неожиданно для себя, неопытного и малодушного руководителя, в Алексее Ивановиче обрел постоянную и мощную поддержку. Будучи уже тяжело больным, он оказывал огромную помощь и утешение своим добрым крепким словом, самоотверженным исполнением своих обязанностей — преподавателя и научного руководителя.

Жизненные обстоятельства не позволили мне присутствовать на отпевании Алексея Ивановича и не дают возможность сегодня, в сороковой день, почтить место его погребения. Пусть же хоть это малое слово будет свидетельством той любви, благодарности и признательности, которые испытывает сейчас ученик к своему доброму и великому учителю.

Протоиерей Феодор Лях :

  К преподаванию он относился честно, искренне и с любовью

Алексей Иванович Сидоров преподавал у нас чуть ли не с первых дней своего пребывания в Академии. Конечно, первые его лекции мы слушали с некоторой настороженностью. Но потом мы поняли, что к преподаванию он относится честно, искренне и с любовью. Его уроки были нам всегда интересны. Он вел их, основываясь на святоотеческих творениях и Предании Церкви. Мы, студенты Академии, с пониманием относились к его строгости на лекциях. Он пользовался среди нас большим уважением и любовью. Несмотря на свою строгость, на экзаменах он проявлял к нам снисхождение и любовь. На уроках он часто приводил примеры из своей жизни, из жизни знакомых ему людей, не давая нам скучать на занятиях. Студенты ходили на его лекции с охотой. Мне кажется, что первым, кто защищал у него кандидатскую работу, был митрополит Рязанский Марк. На протяжении двадцати шести лет, в течение которых я был дежурным помощником ректора Академии, я практически каждое дежурство встречал его в профессорской. При встречах он живо интересовался жизнью всех сотрудников и их родственников. Интересовался даже, как обстоят дела у родственников, проживающих на моей родине. Всегда старался поддержать. Так кратко я могу описать свои впечатления об Алексее Ивановиче Сидорове. Вечная ему память!

П.К. Доброцветов, доцент МДА, секретарь и исполняющий обязанности руководителя научной школы патрологических исследований кафедры богословия МДА:

Великой ценностью для покойного было Святое Православие

  Мне иногда кажется, что я лично для себя до сих пор за работой и прочей повседневной суетой не осмыслил в полной мере весь масштаб потери и самого масштаба его личности. И нам всем, кто любил и уважал этого человека, еще придется это сделать, остановившись, вспомнив, задумавшись…

Давайте для начала вспомним научные заслуги дорогого профессора: за свою долгую научно-церковную деятельность А.И. Сидоров многое успел. Он стал научным руководителем десятков кандидатских, магистерских и дипломных работ в Духовных школах. Издал более 100 научных статей и рецензий. Особенно стоит отметить его самоотверженные труды по переводу и изданию творений святых отцов и церковных писателей, снабженные его предисловиями и комментариями. С участием Алексея Ивановича вышли три многотомных серии в издательствах «Мартис», «Паломник», «Сибирская Благозвонница».

Его монографии:

1. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М.,1993 (переизд.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004).

2. Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1994.

3. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М.,1994.

4. Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступительная статья, перевод и комментарии. М.,1996 (переизд: Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Перевод и комментарии А.И. Сидорова. М., 2012).

5. А.И. Сидоров. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М.,1996.

6. Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, прп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, св. Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. Перевод, вступительная статья и комментарии. М., 1997. 

7. А.И. Сидоров. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

8. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2002.

9. Прп. Анастасий Синаит. Избранные творения. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2003. При участии М.В. Никифорова.

10. Свт. Феолипт Филадельфийский . Аскетические творения. Послания / Вступительная статья, перевод и комментарии. При участии свящ. Александра Пржегорлинского. М., 2018.

11. Прп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. Перевод, комментарии, вступительная статья. М.: Сибирская благозвонница – Нижегородская духовная семинария, 2019.

В последние годы он трудился над изданием серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (сокращенно ПСТСО) в издательстве «Сибирская Благозвонница», в которой вышло уже девять объемных томов и готовятся к изданию новые. За два месяца до его кончины вышел том серии ПСТСО, посвященный преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.

Важным свершением научной деятельности покойного профессора стало итоговое издание пяти томов его научных трудов в издательстве «Сибирская Благозвонница», многие из которых издавались прежде в разрозненном виде и не были широко доступны: «Святоотеческое наследие и церковные древности» (М., 2011–2016).

  • Том 1. Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). М., 2011.
  • Том 2. Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М., 2011.
  • Том 3. Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. М., 2013.
  • Том 4. Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М., 2014.
  • Том 5. От золотого века святоотеческой  письменности до окончания христологических споров. М., 2016.
  • Профессор А.И. Сидоров был руководителем и одним из авторов учебников и составителем антологии по патрологии, издаваемых при ОЦАД, и эти проекты получили диплом первой степени в номинации «Просвещение через книгу»:

  •                       А.И. Сидоров, П.К. Доброцветов, А.Р. Фокин . Патрология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода. Учебник бакалавра теологии. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2019.
  •                     Учебник бакалавра теологии. Святые отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.). Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017.
  •                       Редко кто из наших современников в Духовных школах мог бы похвалиться подобной научной библиографией. Это был подлинный православный ученый.

    Помимо значительного влияния своими трудами и личным общением на научный церковный мир последних десятилетий, покойный профессор оставил после себя и научную школу на кафедре богословия МДА, которую он возглавлял последние годы и которая и далее будет развивать его подходы и научные интересы. Он также стал одним из учредителей научно-богословского журнала «Диакрисис», первый номер которого скоро выйдет. Школой планируется и проведение научной конференции в память о проф. А.И. Сидорове — «Сидоровских чтений», которые пока переносятся со 2 апреля на неопределенный срок.

    Великой ценностью для покойного было Святое Православие. Всякое уклонение от него — вероучительное ли, нравственное — вызывало в нем неприятие. Он не питал никакой симпатии к экуменизму, западничеству и был противником расколов и разделений в церковной жизни, а также своего рода «интеллектуализма» в патрологии — превращения изучения святых отцов в некую парацерковную интеллектуальную «игру в бисер», отвлеченную философию, не ведущую к спасению. В подходе к святым отцам Алексей Иванович всегда демонстрировал свое почтительное и почитательное к ним отношение. Чтобы понять мысль конкретного святого отца, нужно думать о нем, молиться ему, — говаривал он. Различного рода отклонения от православного церковного христианства и их носители вызывали с его стороны нелицеприятные характеристики, нередко по-крестьянски натуралистичные и прямые, иногда даже публичные. Далеко не все его любили за эту прямоту, но почти все, хотя бы даже невольно, его уважали.

    Еще одной отличительной чертой его подхода было активное привлечение материалов дореволюционной патрологической и богословской науки: он тем самым подчеркивал необходимость не только вероучительной, но и научно-академической непрерывности в преемственности современного ученого предшествующим поколениям отечественных православных исследователей, почтительного отношения к их трудам. Недаром Алексей Иванович всегда с теплотой отзывался о Епифановиче, Бронзове, отце Георгии Флоровском, отце Иоанне Мейендорфе, Е.А. Карманове и других, как о своих учителях. Он вообще с почтением относился к своим предшественникам — это качество сейчас встречается всё реже и реже в окружающем нас мире и, к сожалению, в православной среде тоже.

    Дорогой учитель отошел от нас, но дело его не умерло и мы — его ученики — будем продолжать его.

    Священник Илья Горюнов, Якутская митрополия, аспирант МДА:

    Всякого рода отклонения от святоотеческой традиции профессор считал недопустимыми и душегубительными.

    Личное знакомство с профессором Алексеем Ивановичем Сидоровым произошло в 2017 году, когда я, будучи студентом 1 курса магистратуры Московской духовной академии, пришел впервые на лекцию по греческой патрологии. Помню: входит профессор, резким движением руки кладет свой портфель на парту и зорким, серьезным взглядом начинает всматриваться в каждого из нас. Спустя минуту вся серьезность на лице сменяется добродушной улыбкой, и Алексей Иванович начинает погружать нас в святоотеческую историю.

    Алексей Иванович был очень жизнерадостным человеком, с развитым чувством прекрасного, и в то же время за всеми этими внешними проявлениями скрывался рассудительный ум и неподдельная искренность в сочетании с глубокой верой.

    С каждым из нас он общался очень просто и искренне, стремясь привить нам любовь к святым отцам и церковным писателям. Всякого рода отклонения от святоотеческой традиции профессор считал недопустимыми и душегубительными. «Ребята, есть Царство Небесное и есть противоположное. — Не надо болтаться», — говорил он.

    Как опытный педагог, он не нагружал нас сложной информацией, но всякий раз стремился «разбавить» сложную богословскую науку историями из собственного жизненного опыта.

    «А вот как ты думаешь…» — именно так, невзначай, Алексей Иванович мог спросить сидящего за партой семинариста, побуждая его к рассудительности и размышлениям.

    Безусловно, кончина Алексея Ивановича — большая утрата как для богословской науки, так и для духовного образования в целом. 

    Спасибо Вам, дорогой профессор, за добрый пример христианина, за ту любовь, которую Вы подарили нам!

    Вечная Вам память!

    Священник Сергий Денисюк, выпускник аспирантуры Московской духовной академии 2019 г., кандидат богословия:

    Алексей Иванович был ярким примером церковного ученого, в котором особым образом сочеталась великая ученость и глубокая вера

                      Я познакомился с Алексеем Ивановичем Сидоровым на лекциях по патрологии и древнемонашеской письменности, которые он вел на первом курсе магистратуры Московской духовной академии. Как ни странно, проучившись пять лет в Московской духовной семинарии и уже тогда избрав себе профильным предметом патрологию, я знал об Алексее Ивановиче только из учебников и рассказов и не был лично знаком с ним. Впрочем, и в период обучения в магистратуре, увы, не могу похвастаться слишком близким общением с Алексеем Ивановичем. И мои воспоминания о нем связаны с «рабочими моментами» студенческой жизни. Это лекции, заседания кафедры богословия и периодические встречи по вопросам диссертации.

    Прежде всего хотелось бы сказать, что для нас Алексей Иванович был ярким примером церковного ученого, в котором особым образом сочеталась великая ученость и глубокая вера, находившиеся в какой-то удивительно правильной иерархии между собой. Мы видели, что для Алексея Ивановича православная вера — это вера прежде всего сердца и деятельной жизни, и лишь только после этого — вера ума и знания. Он шел к Истине всем своим существом, и на этом пути ум был рабочей силой у сердца.

    Помню, как-то на лекции зашел разговор о Святых Дарах в Таинстве Евхаристии и, в частности, о понятии «пресуществления». Некогда данная тема вызвала немалые разногласия в корпорации Московской духовной академии. Когда мы спросили об отношении к термину «пресуществление» Алексея Ивановича, то услышали от него следующие слова: «Умейте сохранять богословское целомудрие». Далее была достаточно обширная беседа о том, что есть такие вопросы, в которых лучше не «копаться», а просто принимать на веру. Свт. Григорий Богослов писал: «Иное сам ты постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже признак разума, чтобы покоряться разуму. Ежели всё ясно, то скажи: где место вере? Ибо вера есть непытливое согласие». Вот к такому «непытливому согласию» призывал нас Алексей Иванович в тех вопросах, где знание упиралось в предел, за которым начиналась область веры.

                      Алексей Иванович отличался большим научным трудолюбием и всегда призывал к этому нас. Не раз он говорил, что любой из находящихся в аудитории может стать великим ученым, надо лишь только, чтобы «пятая точка была очень усидчивой».

                      Занимаясь изучением святоотеческих творений, Алексей Иванович был внутренне напитан духом святых отцов настолько, что буквально мыслил как они. Он мог без труда рассуждать о проблемах и вызовах современности так, как будто он цитирует кого-то из древних отцов Церкви.

                      Простота, прямолинейность, искренность в общении, чуткость и всеобъемлющая доброжелательность всегда сопровождали Алексея Ивановича. Он был Личностью с большой буквы. И образ его Личности навсегда останется в памяти и сердцах тех, кому посчастливилось хоть в малой степени соприкоснуться с ней.

    Вечная память дорогому учителю!

              Иерей Алексий Веретельников, клирик храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Строгино, студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной семинарии:

              … каждый раз создавалось впечатление, словно он имеет прямое общение со святыми угодниками Божьими, как мы имеем общение с живыми людьми.

    С Алексеем Ивановичем Сидоровым мы познакомились в семинарии. На 3 курсе он преподавал у нас патрологию. С самой первой встречи Алексей Иванович произвел неизгладимое впечатление. Искренний, очень простой в общении, но в то же время прямолинейный и какой-то удивительно жизнерадостный человек. Занятия были интересными, нередко они проходили и в разговорах «за жизнь». Вспоминается рассказ Алексея Ивановича о его опыте посмертной жизни, который он получил во время болезни. Ему была открыта участь многих священнослужителей, которые находились в аду в страшных рубищах и муках. К этому моменту я был уже в священном сане, возможно именно поэтому этот рассказ так сильно впечатлил меня и врезался в память.

    Когда я поступил в магистратуру Сретенской духовной семинарии, Алексей Иванович стал моим научным руководителем. И фактически получилось так, что я был его последним студентом, писавшим научную работу под его руководством. Алексей Иванович всегда говорил, что нужно молиться святому, о котором пишешь работу. Это очень важное условие ее написания и в каком-то смысле сама цель. Настолько целостно и искренно это звучало из его уст, что каждый раз создавалось впечатление, словно он имеет прямое общение со святыми угодниками Божьими, как мы имеем общение с живыми людьми.

    Отпевание Алексея Ивановича выпало на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского. Доброе и утешительное знамение сотворил Господь. Я остался без научного руководителя, переживал и размышлял о том, кто бы мог продолжить работу со мной вместо него. И очень скоро я получил письмо от преподавателя магистратуры, который предложил мне стать моим научным руководителем. Это был ученик и друг Алексея Ивановича! Для меня это стало удостоверением того, что Алексей Иванович не оставляет меня без своего руководства и после кончины. Не приходится сомневаться, что Господь принял в обители Свои душу усопшего раба Своего Алексея — человека, который всегда и для всех являл пример живой веры во Христа и реальный опыт общения со святыми отцами. А научные труды Алексея Ивановича всегда будут востребованными и воодушевляющими на праведную христианскую жизнь. Вечная память, дорогой учитель!

    Священник Сергий Фуфаев,  преподаватель Московской духовной академии:

      …живая вода святоотеческого богословия.

      Вот уже 40 дней прошло, как нет с нами дорогого профессора Алексея Ивановича Сидорова, оставившего яркий след в новейшей истории Московской духовной академии. Промысл Божий позволил раскрыться его таланту как раз в то время, когда это было жизненно необходимо для духовного образования. Изыскания Алексея Ивановича стали своего рода новым притоком засыхавшей реки русской патрологической науки. За 30 лет его научных трудов многие сумели утолить жажду от вод этого притока. И, уверен, многие еще утолят, ведь живая вода святоотеческого богословия, так доступно и талантливо переданного им, берет свое начало от Животворящего Источника — Духа Истины. 

    Большое научно-богословское наследие оставлено Алексеем Ивановичем: учебные пособия, статьи, переводы творений святых отцов и комментарии к ним. Всё это навсегда вошло в сокровищницу русской богословской науки. Всё это будет продолжать приносить свои плоды, иногда незримые, но очень важные для сохранения православной веры в русском народе.

    Александр Недашковский, аспирант Московской духовной академии:

      Его открытость и простота были ключом к  сердцам слушающих.

    Профессор А.И. Сидоров был, без лишнего пафоса, гениальным педагогом. Он был одним из немногих, в ком сочетались любовь к своему предмету и любовь к обучаемым, и именно поэтому его хотелось слушать, даже не столько его предмет, сколько внимать его опыту и мудрости. 

    Он никогда не повышал голос, никогда не то что не злился, но даже не раздражался, а если и давал советы или делал замечание, то делал это с таким добрым расположением и теплом, что это не вызывало и тени возмущения или обиды. Удивителен тот путь, которым прошел Алексей Иванович, и он не считал зазорным делиться со студентами эпизодами своей жизни, и именно эти открытость и простота были ключом к  сердцам слушающих. МДА потеряла удивительную личность и педагога, и утрата эта невосполнима, но я верю, что с другой стороны мы все приобрели — приобрели молитвенника и ходатая за нас пред Богом. Да упокоит душу дорогого Алексея Ивановича милосердный Господь и его молитвами помилует и нас грешных.

    Послушник Сергий (Капустин), насельник Саввино-Сторожевского  ставропигиального мужского монастыря:

      …он не шел ни на какие компромиссы в вопросах православной веры.  

    Почил о Господе Алексей Иванович Сидоров, и тяжесть боли не проходит в наших сердцах, и трудно писать, и слезы застят глаза. Он был нашим современником и прожил богоугодную жизнь, своими трудами он всячески старался довести до нас догматические истины, сформированные еще в глубокой древности, но составляющие основу нашей Церкви.

    К Алексею Ивановичу всегда можно было подойти и, пожав его руку, задать любой вопрос, касающийся догматического учения Православной Церкви. Казалось, так будет всегда. Но произошло то, что неизбежно будет с каждым из нас, живущих на этой земле: неожиданно для всех оборвался его жизненный путь. Однако Алексей Иванович сумел передать свои мысли в многочисленных книгах, и книги эти теперь будут жить своей собственной жизнью.   

    Алексей Иванович всегда был точен в разъяснении нравственного и религиозного смысла вероучения. Хорошо помню последние наши встречи с Алексеем Ивановичем. Веско и значимо звучала его речь, в его облике уже виделось некоторое недомогание, но, в то же время, удивительным образом эта болезненность сочеталось с экспрессией мысли, с проникновенно тонким подходом к собеседнику и убедительными, логически точными ответами на сложные вопросы.

    В работе Алексей Иванович всегда был целеустремленным и последовательным, без этих качеств трудно добиться успеха в науке. Он был человеком духовно сильным, мог жестко  ответить оппоненту, он не шел ни на какие компромиссы в вопросах православной веры, по своей природе он был человеком мужественным и смелым, но очень добрым, щедро делился накопленными знаниями. Все его работы, начиная с самых ранних, как бы уточняют и дополняют одна другую и представляют собой неразрывную цепь раскрытия тайны вероучительной истины святых отцов. Цельность натуры является отличительным признаком его как ученого и как человека, глубоко православного по духу, его невозможно было сломить ни жизненными невзгодами, ни предпочтениями «чечевичной похлебки» в виде почестей, наград и лести, он был человеком глубоко нравственным.

    Алексей Иванович был русским до глубины души и, прекрасно владея родным языком, не пустословил, о сложных материях умел писать просто, раскрывая, разъясняя этимологию нравственного и религиозного смысла загадочных древних слов, указующих аскетический путь к религиозно-нравственному совершенству и соединяющих человека с Богом. За свою жизнь он написал более ста научных работ.

    Древние монашеские традиции благодаря Алексею Ивановичу предстали пред нами в ясном свете его емких богословских трудов, умело и доходчиво он нам раскрыл прикровенные истины, хранящиеся в древних рукописях преподобного Максима Исповедника, святителя Григория Паламы, аввы Евагрия. Через эти писания нам раскрывается смысл пребывания человека на земле.

    Умел профессор А.И. Сидоров вести и свои удивительные лекции, похожие на беседу. В последнее время Алексей Иванович заметно уставал, но после занятий, выходя на улицу и уже попрощавшись, он еще долго мог говорить, и эти последние его слова были самыми важными и нужными. Наш разговор с Алексеем Ивановичем никогда не кончался, он просто прерывался на время, а теперь он уже, наверное, никогда не закончится. Его голос живет в моей памяти, для меня он просто ушел, растаял в мерцающем свете вечерних московских улиц, а я всё еще продолжаю стоять, смотреть ему вслед и размышлять над сказанным.

    Многогранная научная деятельность в сложнейшей области изучения истории древней Церкви и патрологии открывает нам еще одну сторону души Алексея Ивановича. Он умел не только отразить глубину православной христианской мудрости, но ярко и убедительно показать красоту учений древних отцов, и этот талант, несомненно, дарован был ему от Бога.

    Как симфонический оркестр настраивает свои струны перед концертом, а дирижер, постукивая своей дирижерской палочкой, предвосхищает начало симфонии, так и вступительные слова Алексея Ивановича к его книге «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества» настраивают душу человека на нужный лад. «Моему духовному отцу и всем православным инокам и инокиням, своими молитвами, трудами и скорбями спасающим нас, грешных, посвящается», — пишет он, а затем добавляет не менее прекрасные слова: «Насколько мне удалось осуществить поставленные цели — судить о том предоставляю читателям. Испрашиваю их молитв о грешном рабе Божием Алексее».

    Я могу протянуть руку и дотронуться до корешков книг, написанных Алексеем Ивановичем. Сейчас эти книги востребованы как никогда, они являются неотъемлемой частью моего монашеского правила, их дополнением, в то же время они являются наставниками и путеводителями в научной жизни. Дополняя развернутыми комментариями свои переводы древних памятников аскетической и монашеской письменности, профессор А.И. Сидоров открывал глубину философской истины нашей православной веры. 

    Алексей Иванович прошел свой жизненный путь достойный монаха. Он своими трудами по переводу творений отцов Церкви на современный русский язык и комментариями к житию святых подвижников давал ответы на противную христианству идеологию, он вооружил нас знаниями и облек нас в доспехи информированности против всякой ереси, через него чувствовалась живая связь древних святых подвижников с современным монашеством.

    Вечная память рабу Божию Алексию!

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

     
    По теме
    Основа духовной жизни – вера во Христа - Клин Православный Автор: А.И. Осипов, профессор богословия Московской духовной академии На первый взгляд о духовной жизни достаточно говорит двухтысячелетний опыт Церкви в лице её святых подвижников, их огромного письменного наследия.

    27.03.2020
    Главное в человеке – дух - Клин Православный Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина В современном мире мы часто слышим о духовности и духовной жизни, когда речь идет о науке и разных формах искусства.

    26.03.2020
     
    Первые дистанционные занятия прошли в МДА - Духовная академия С 18 марта на период карантина Московская духовная академия временно перешла на дистанционное обучение во исполнение предписаний Учебного комитета Русской Православной Церкви.

    25.03.2020
     
    Довожу до Вашего сведения, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области снят ряд ограничительных мер при посещении гражданами религиозных объектов.

    01.06.2020
    Посещение храмов - Pro-Domodedovo.Ru Санитарные власти Московской области разрешили верующим участвовать в богослужениях на улице и посещать храмы Русской православной церкви во внебогослужебное время при соблюдении всех санитарных предписаний.

    01.06.2020
    Санитарные власти Московской области разрешили верующим участвовать в богослужениях на улице и посещать храмы Русской православной церкви во внебогослужебное время при соблюдении всех санитарных предписаний.

    01.06.2020
     
     
    Храмы Фрязина открываются для прихожан - Газета Ключ На территории Подмосковья вновь открываются храмы. Об этом сообщил митрополит Ювеналий со ссылкой на главного государственного врача Московской области Ольгу Микаилову.

    01.06.2020
     
    В соответствии с распоряжением главного государственного санитарного врача Подмосковья Ольги Микаиловой жителям Подмосковья разрешено  посещать храмы Русской православной церкви (РПЦ).

    01.06.2020
    Павловопосадцы могут посещать храмы - Павлово-Посадский район Главный санитарный врач Московской области Ольга Микаилова разрешила прихожанам посещать храмы во внебогослужебное время.

    01.06.2020
    Союз староверов намерен ввести членский взнос для прихожан - Газета Новые Известия Бывший политический аналитик в Мировом банке, ныне глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов (на фото) заявил, что церковь должна отойти от существующей финансовой модели и перейти к членским взносам для прихожан.

    01.06.2020
     
     
    Лотошинское благочиние благодарит Екатерину Долгасову за неравнодушие к православным жителям Лотошинской земли - Лотошинский район Лотошинское благочиние выражает благодарность администрации городского округа Лотошино в лице главы Екатерины Леонидовны Долгасовой за благотворительный вклад в благоустройство территории храма преподобного Серафима Саро

    01.06.2020
    Дело о богадельне, построенной Мещаниновым - KolomnaOnline.Ru 0 ЦИАМ, фонд 41, опись 1, дело 3868 1798 год Из коломенского губернского правления коломенскому магистра­ту поданным в сие правление коломенский именитый гражданин Иван Демьянович Мещанинов прошением прописывает,

    01.06.2020
    Верующие Волоколамского округа могут посещать церкви в небогослужебное время. Богослужения будут проходить около храмов - Газета Волоколамский край МИТРОПОЛИТ ЮВЕНАЛИЙ ОБЪЯВИЛ О ПЕРВОМ ЭТАПЕ СНЯТИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В ХРАМАХ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ Об этом сообщается в социальных сетях Московской епархии РПЦ.

    31.05.2020
     
    Верующим Подмосковья разрешили посещать храмы РПЦ - РТВ-Подмосковье © «РИА Новости» ,   Константин Михальчевский Санитарные власти Московской области разрешили верующим участвовать в богослужениях на улицах и посещать храмы Русской Православной церкви .

    31.05.2020
    Верующим Подмосковья разрешили посещать храмы Русской православной церкви - РТВ-Подмосковье © «РИА Новости» ,   Константин Михальчевский Санитарные власти Московской области разрешили верующим участвовать в богослужениях на улицах и посещать храмы Русской Православной церкви .

    31.05.2020
    Верующим разрешили посещать храмы Русской православной церкви - РТВ-Подмосковье © «РИА Новости» ,   Константин Михальчевский Санитарные власти Московской области разрешили верующим участвовать в богослужениях на улицах и посещать храмы Русской Православной церкви .

    31.05.2020
     
    Верующим в Пушкинском округе разрешили посещать храмы - Газета Маяк В ответ на обращение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия к главному государственному санитарному врачу Подмосковья Ольге Микаиловой верующим разрешили посещать храмы на территории Московской области,

    31.05.2020
    Православных жителей Пушкинского округа пригласили на праздник Святой Троицы 6 и 7 июня - Газета Маяк Шестого и седьмого июня в праздник Святой Троицы перед входом в Троицкий храм города Пушкино будет отмечаться престольный праздник, на который приглашаются все желающие,

    31.05.2020
    «Я хотел бы для архипастырей, пастырей и монашествующих, и особенно для мирян, пребывающих на территории Московской области, сказать, что согласно нашему обращению,

    31.05.2020
     
    Автор: Инга Филиппова В программе «Русское сердце» на вопросы о вере, любви и патриотизме отвечает Ольга Гранина – режиссер, продюсер, автор и исполнитель песен.

    31.05.2020
    photo 2020 05 31 16 09 43 2 - ДУММО Не останавливаясь на достигнутом в месяц Рамадан, члены мусульманской общины городского округа Истра во главе с Председателем общины Али Гасановым продолжают свою благотворительную деятельность.

    31.05.2020
     
    Автор: Елена Кислова «Когда началась война, наша большая семья жила в деревне Песочное Смоленской области.

    30.05.2020
     
    Очередной прямой эфир проекта «Метод Духа» пройдет со священником из Пушкинского округа 29 мая - Газета Маяк Настоятель Никольского храма в поселке Правдинский Пушкинского городского округа протоиерей Кирилл Соколов станет гостем прямого эфира проекта «Метод Духа»,

    29.05.2020
    Дорога к храму. Сергиевопосадцы в шоке от состояния грунтовки    - РТВ-Подмосковье ©   Максим Сабиров Зачем нужна дорога, если она не привоит к храму? Эта фраза из художественного фильма Тенгиза Абуладзе невольно приходит в голову в свете недавних драматических событий, произошедших под Сергиевым Посадом.

    29.05.2020
     
    В условиях снижения темпов прироста заболеваемости населения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) Роспотребнадзором 08.05.2020 утверждены методические рекомендации MP 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий,

    29.05.2020
    День Вознесения Господня - Дмитровский район Сегодня, в день Вознесения Господня — одного из важнейших православных праздников, мы предлагаем вам совершить онлайн-прогулку к белоснежным стенам Борисоглебского монастыря — древнейшей христианской святыни нашего города.

    28.05.2020
     
    УКАЗ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ №2112 ОТ 25 МАЯ - Солнечногорское Благочиние Согласно указа  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 2118 от 25 мая 2020 года священник Сергий Старокадомский освобождается от должности настоятеля Смоленского храма деревни Подолино Солнечногорского района и

    28.05.2020
    УКАЗ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ №2119 ОТ 25 МАЯ - Солнечногорское Благочиние Согласно указа  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 2119 от 25 мая 2020 года священник Вячеслав Васильченко освобождается от обязанностей клирика Никольского храма города Солнечногорск и назначается настояте

    28.05.2020
    Митрополит Ювеналий объявил о первом этапе снятия ограничительных мер в храмах Московской епархии - Газета Время Главный государственный санитарный врач Подмосковья Ольга Микаилова сообщила о первом этапе снятия ограничительных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса.
    Газета Время
    01.06.2020
    Посещение храмов - Pro-Domodedovo.Ru Санитарные власти Московской области разрешили верующим участвовать в богослужениях на улице и посещать храмы Русской православной церкви во внебогослужебное время при соблюдении всех санитарных предписаний.
    Pro-Domodedovo.Ru
    01.06.2020
    Храмы Фрязина открываются для прихожан - Газета Ключ На территории Подмосковья вновь открываются храмы. Об этом сообщил митрополит Ювеналий со ссылкой на главного государственного врача Московской области Ольгу Микаилову.
    Газета Ключ
    01.06.2020
    В Дежурную часть ОМВД России по городскому округу Ступино поступило заявление от 76-летней жительницы г. Москвы о том, что неизвестный в д. Ярцево подверг ее избиению и похитил денежные средства.
    МВД Московской области
    01.06.2020
    В Дежурную часть УМВД России по Дмитровскому городскому округу поступило заявление от 33-летнего местного жителя о том, что из тамбурного помещения одного из домов микрорайона Внуковский неизвестный похитил велосипед.
    МВД Московской области
    01.06.2020
    Аномальные ливни доставили немало неприятностей жителям Одинцовского округа — такого аномального количества осадков в мае не было зафиксировано на протяжении 90 лет.
    01.06.2020 Звенигородские ведомости
    Григорий Артамонов поздравил юных жителей Чехова с Днём защиты детей - Городской округ Чехов В рамках регионального партийного проекта «Добрая комната» в честь празднования Международного дня защиты детей чеховское отделение партии «Единая Россия» при участии волонтеров,
    Городской округ Чехов
    02.06.2020
    Каждый день мы следим за новостями, и с надеждой ждем спада пандемии. Кто-то с нетерпением ждет выхода на работу, а кто-то вынужден вести свою деятельность онлайн.
    01.06.2020 Газета Родник
    РЕУТОВ. 01 июня. IN-REUTOV.RU После периода так называемой самоизоляции жизнь продолжит свое течение в привычном русле, уверены реутовчане, рассказавшие о своих планах на будущее корреспонденту газеты «Реут».
    01.06.2020 Газета Реут
    25 мая министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин и руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Сергей Аноприенко приняли участие в международной акции «Сад Памяти»,
    01.06.2020 Газета Волоколамский край
    График приема граждан в Приемной Правительства Московской области на июнь 2020 года - Долгие Пруды Дата и время приема Фамилия, имя, отчество руководителя Должность руководителя 2 июня с 15.00 ТЕРЮШКОВ Рома Игоревич Министр физической культуры и спорта Московской области 3 июня с 10.
    Долгие Пруды
    01.06.2020
    Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313 врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами,
    01.06.2020 Долгие Пруды
    С днём защиты детей , поздравили  участников хореографического ансамбля «Формула Танца» и в их лице всех детей городского округа Химки, начальник территориального управления ТУ НОВОГОРСК-ПЛАНЕРНАЯ Петренко Владимир Владимирович,
    01.06.2020 Химские новости
    Григорий Артамонов поздравил юных жителей Чехова с Днём защиты детей - Городской округ Чехов В рамках регионального партийного проекта «Добрая комната» в честь празднования Международного дня защиты детей чеховское отделение партии «Единая Россия» при участии волонтеров,
    Городской округ Чехов
    02.06.2020
    В результате надзорной деятельности инспекторов Госадмтехнадзора Московской области в регионе с начала года устранено 20 нарушения художественно-композиционных требований к внешнему виду рекламных конструкций и средств р
    01.06.2020 Госадмтехнадзор МО