Этот праздник также называется Богоявлением. Он посвящён крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Это событие издревле отмечалось христианами с большим подъёмом, поскольку напоминало людям об их собственном крещении и побуждало глубже осознать силу этого великого таинства.
О крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре евангелиста. Перед выходом на общественное служение Иисуса Христа Господь послал Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить иудеев к принятию долгожданного Мессии. Проповедь Иоанна была проста, но проникала в самую душу людей. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).
Этим призывом пророк внушал евреям глубоко осознать неправильность своих поступков, оставить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. При этом Иоанн Предтеча настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым и сопровождалось исправлением самого себя. «Сотворите плод, достойный покаяния» (Лк. 3:8), – говорил он.
Тех же, кто каялись и открыто исповедовали свои грехи, пророк Иоанн крестил в реке Иордан. Это действие состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов.
Однако крещение Иоанна не было ещё благодатным христианским крещением, но лишь подготавливало к нему.
И вот во время одной из проповедей пророка на берег Иордана приходит Иисус из Назарета, чтобы креститься от Иоанна. Зачем безгрешный Христос совершает это? Ответ мы находим у самого Иоанна Крестителя, который несколько раз до этого говорил членам Синедриона: «Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31), иными словами, чтобы при крещении было обнаружено божественное естество Иисуса.
Это и свершилось теперь на берегу Иордана. Когда Иисус пришёл к Иоанну, тот узнал в нём Мессию, и сказал в смирении: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3:14). На что Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Правдой Иисус называет волю Божию. А она была такова, чтобы все желающие быть в Царствии Небесном, крестились. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). Крещение, таким образом, получило значение духовных врат в Царство Божие. И Христос, будучи основателем нового возрождённого Им человечества, должен был первым войти в созданное Им Царство, открыть людям путь к спасению и научить их исполнять волю Божию.
Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и начал молиться на берегу. Здесь Он как Сын Божий просил Бога Отца благословить начало Его общественного служения. Внезапно, пока Иисус ещё молился, небо раскрылось, и оттуда спустился на Иисуса Дух Святой в виде белого голубя. Одновременно с неба послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:16). Эти слова Бога Отца были указанием Иоанну и всему народу на божественное достоинство Христа, который был не только человек, но и единородный Сын Божий.
Поэтому в день крещения Господня мы вспоминаем чудо Богоявления. В тропаре праздника говорится: «Троическое явися поклонение».
Праздник Богоявления занимает особое положение среди двенадцати великих праздников Церкви. Он напоминает нам о нашем духовном рождении в день, когда священник троекратно погружал нас в воду. Напоминает он и об обетах, которые мы дали у святой купели, если несознательно по причине малолетства, то в виде обещания наших духовных восприемников.
Священник Дионисий СЕМЕНЦОВ