Только подумать — это жёлтое нескладное существо было проводником в мир большой литературы для нескольких поколений советских детей! Знаменитый «Мурзилка» — символ одноимённого журнала, на страницах которого печатались Маршак, Михалков, Барто, Заходер, Носов и другие. Легендарному популярному изданию этой весной исполнится 95 лет, а вместе с ним к столетию подбирается и его сквозной герой. Мы проследили за эволюцией Мурзилки — журнала и персонажа.
***
Пережил Мурзилка немало реинкарнаций. Начав с франтоватого лесного человечка, он превращался то в собачонку, то в персонажа «Я не мишка, не мальчишка», то принимал облик юнкора 1950-х годов.
Самым жизнеспособным оказался медведеобразный Мурзилка, которого в 1937 году создал художник Аминадав Каневский.
Слово «Мурзилка» — диалектное. Есть ещё одно написание, мурзайка — так в Московской, Владимирской и Тверской губерниях называли ребятишек лет шести-восьми, слегка озорных, не особенно умытых и очень активных.
А начиналось всё в далекой Канаде, в 1879 году. Художник-график Пальмер Кокс (1840-1924 гг.) придумал серию весёлых книжек с картинками про похождения лесных человечков, названных брауни.
Человечки, правда, были точь-в-точь жители Канады той поры. Среди них даже отыскался полицейский, постоянный оппонент хвастливого пижона с моноклем, то и дело попадавшего в разные забавные ситуации.
Истории под названием «The Brownies» печатались в журнале «Wide Awake» и привлекли внимание русской переводчицы Анны Борисовны Хвельсон.
В 1887 году в популярном детском журнале «Задушевное слово» она опубликовала вольный перевод одной из историй Кокса под названием «Мальчик с пальчик, девочка с ноготок», а потом появилась книжка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».
У героев Кокса появились новые имена — доктор Мазь-Перемазь, охотник Мик и собака Вертушка, брюзгливый Дед-Бадед, два брата — Знайка и Незнайка и даже персонаж со зловещим именем Микробка. Они нам напоминают кого-то из нашего детства, но про это — несколько позднее.
Мурзилка, от имени которого излагаются истории, — хвастун, щёголь и лентяй, что не мешает ему быть симпатичным персонажем. С 1913 года как приложение к «Задушевному слову» стал выходить «Журнал Мурзилки» с подзаголовком «Газета царства малюток лесных человечков-эльфов», в котором редактором значился сам Мурзилка (по прозвищу «Пустая голова»), художником — его друг Мазилкин, а в редколлегии состояли Знайка и Микробка.
Связующую нить между «Журналом Мурзилки» и будущим журналом «Мурзилка» попытался в начале 1960-х годов протянуть поэт Самуил Маршак. Мурзилка, по сюжету обнаруженный в склянке с чернилами, рассказывает:
Нашли мы парашюты,
И с первым ветром ввысь
Мы, братья-лилипуты,
Над морем поднялись.
Летели две недели,
Потом ещё одну,
И вот мы прилетели
В Советскую страну.
— А где твои собратья?
Ты знаешь или нет?
— Сейчас пойду искать я!
Промолвил он в ответ.
Я очень волновался,
Тревожился мой внук,
Покуда не раздался
В передней лёгкий стук.
Тут в мой дом
Ворвалась
Лилипутов стайка:
Доктор Мазь-Перемазь,
Знайка
И Незнайка.
В начале 1924 года образ «буржуазного» Мурзилки был отвергнут, и писатель Александр Александрович Фёдоров-Давыдов, до революции редактировавший популярный детский журнал «Светлячок», придумал нового Мурзилку, который по его мысли был просто собачкой.
На цветной вклейке, выполненной в духе дореволюционной открытки, Мурзилка вполне благопристоен, но затем под рукой новых художников графиков приобретает довольно жутковатые черты (маленькая собака Баскервилей!). В составе первой редколлегии советского «Мурзилки» был тогда ещё молодой писатель Алексей Кожевников, житель нашего города, и комсомольский работник Андрей Горлов.
Прожила собачка Мурзилка ровно собачий век, 13 лет, и весной 1937 года исчезла. В июльском номере он нашёлся, но уже в новом облике. Помог художник Аминадав Каневский. Именно он придумал мохнатое жёлтое существо в красном берете, шарфе и с фотоаппаратом на боку. Может быть, художник вспомнил свои юные годы в Екатеринославе, когда он работал в мастерской игрушечника, раскрашивая фигурки животных из фанеры?
Почти тут же Мурзилка обзавёлся транспортным средством в духе времени — самолётом под названием Друндулет (позднее Добролёт). В декабре 1937 года улетел на нём на Северный полюс и запропал на несколько номеров, но потом объявился при следующих обстоятельствах — стали дети из снега делать памятник Мурзилке, а он из скульптуры и вылез!
В середине 1950-х годов Союзмультфильм решил реанимировать образ лесного Мурзилки. Он превратился в мальчонку с беретом на голове и фотоаппаратом в руках. Было снято несколько сюжетов, а писатель Николай Эрдман написал книжку «Приключения Мурзилки». Тем, кто был знаком с этим изданием, наверное, больше всего запомнился редактор с трубкой в зубах на фоне плаката «Не курить» и с телефонной трубкой в руках.
Была выпущена даже резиновая игрушка «Мурзилка», но образ не прижился. Да, собственно, Мурзилка журнальный и Мурзилка из мультфильмов жили как бы параллельными жизнями.
Позже образ Мурзилки соединился с персонажем по имени Незнайка, сохранив тягу к экстравагантной одежде и легкомысленным выходкам, появились охотник Пулька и его собака Булька, врач Пилюлькин. Знайка сохранил амплуа научного работника, Дед Бадед превратился в Ворчуна, а Микробка — в Пачкулю Пёстренького.
Образ журнального Мурзилки, в целом сохраняя целостность, менялся в разные периоды, делаясь то более реалистическим, то несколько утрированным. Однако — узнаваемым.
…А один номер, вышедший в августе 1958 года, был целиком посвящён Загорскому музею игрушки, которому тогда исполнилось 40 лет. Впрочем, в жизни его практически не было, экспонаты просто лежали на складе. Но читатели «Мурзилки» могли совершить заочное путешествие по страницам истории игрушки, а заодно и по Загорску 1950-х годов — например, с помощью новеллы «Дед с мешком» и рисунков к ней. Автором и того и другого была художница Татьяна Маврина.
Александр Седов