Коллекция игрушек Александра Грекова с прошлой недели доступна для обзора — вернее , небольшая её часть , которая составила экспозицию только что открытого частного музея игрушки .
Александр Греков известен в Сергиевом Посаде как директор Музея игрушки в 2000-х, а художественное сообщество России знает его как искусствоведа, коллекционера и эксперта в области игрушки.
Его частный музей работает на третьем этаже дома 2а на улице Шлякова, этажом выше выставочных залов Союза художников. Работать он будет по понедельникам и вторникам, когда многие государственные музей закрыты, и по выходным. Как ожидается, там будут проходить встречи и мастер-классы.
Эти помещения исторические — бывшие цеха матрёшечной фабрики. Сегодня за стеклом витрин редкие куклы, картины и посуда со всего мира: яркие фигурки из испанского Тенерифе 70-х, образцы из Польши той же эпохи, миниатюрные фигурки из теста, сделанные в Китае тридцать лет назад, — они настолько хрупкие, что каждая выставлена в отдельной колбе. Редкий шанс увидеть куклы Латинской Америки — у одной из них голова осла. Отдельная полка показывает, как менялась немецкая игрушка во второй половине XX века. Здесь же русские куклы — от череповецких до калужских, от тряпичных до соломенных.
Открытие музея стало поводом поговорить о судьбе игрушки в России. Гости, среди которых были искусствоведы и руководители предприятий со всей страны, упомянули, что число мастеровхудожников, специалистов по той же самой матрёшке, с годами снижается на фоне роста ремесленников. Ещё одна проблема — ликвидация ассортиментных кабинетов фабрик при промыслах — промышленных музеев, своего рода палат мер и весов многовековых традиций.