Что такое «кондегуни»?

Что такое «кондегуни»?
Что такое «кондегуни»?
Что такое «кондегуни»?
Что такое «кондегуни»?
Фото: www.vperedsp.ru

И к Рождеству, и к Новому году («старому» и «новому») в России были и остаются популярны маски. Традиция этого дела имеет очень длинную «бороду», не хуже чем у Деда Мороза. На дружеских вечеринках сами собой часто возникали импровизированные конкурсы — например, за короткое время из «чего-ничего» сделать карнавальный костюм!

Конкурсы переодеваний

Не обязательно при этом распознать, кто под маской. Хотя бы героя угадать! Это легко, если на тебе «профессиональный» покупной костюм или креативная работа мастера. А вот если наряд сделан из подручных средств…

Среди заданий на КВНах начала 1960-х годов «конкурс с переодеванием» был почти обязательным элементом программы: участникам команд необходимо было сделать костюм и подобрать к нему репризу. За десять минут.

В практике театра XVIII — начала XIX века бытовало забавное словцо «кондегуни». Оно образовано из французского «кондэ» — роскошный и русского диалектного «гуня», означавшее убогое тряпьё. В «кондегуни» — детали от изношенных старых театральных костюмов — наряжались исполнители ролей нищих и бедняков. В начале ХХ века это выражение стало популярным на импровизированных праздниках.

На вечеринке в честь встречи нового 1917 года офицеры и инженеры Троицкого снаряжательного завода (ныне Краснозаводский химический) тоже устроили такой конкурс. Одна гостья, московская барышня, завернулась в половики и брошью приколола «экспликацию» — «Мода 1917 года»… Сейчас это кажется символичным.

А вот описание импровизации на новогодней вечеринке в Сергиевом Посаде 1922 года из дневников Ольги Бессарабовой. «Все гости возьмут на себя роль какого-нибудь сумасшествия от любви и проведут свою роль через весь вечер, — писала она. — Коломбина «сошла с ума» от Времени и будет ловить минуты жизни. Таня Розанова наденет батистовую ночную рубашку до пяток, с длинными рукавами, потому что к ней очень идут такие рубахи, а что-нибудь другое придумывать — денег нет. Она «сойдёт с ума» на том, что она — дитя и ей всё можно спрашивать и говорить вслух».

Легализация ёлочного действа в середине 1930-х годов оставила свои следы в старых семейных фотографиях, среди которых я нашёл вот этого потрясающего «испанца». Гремят барабаны, едет Дон Родриго!

Своими руками,  по рекомендации

Расцветом костюмов-импровизаций можно считать вторую половину 1950-х — начало 1960-х годов. Фестиваль молодёжи и студентов 1957 года, хрущёвская «оттепель», вожатые, педагоги и культработники — новаторы. На страницах периодических изданий (журналы «Пионер», «Костёр», «Работница») и в многочисленных методических пособиях вроде «Твой фестиваль» или «Твой карнавал» появляются рекомендации по изготовлению карнавального костюма из доступных материалов.

Карнавал-импровизация появляется наряду с мероприятиями вроде «ситцевого бала», пропагандирующими «высокий вкус» в противовес порицаемому «мещанству».

Что рассказал фотоальбом

Недавно в руки краеведов попал фотоальбом 1958 года, посвящённый подобному детскому карнавалу. Признаться, с ходу угадать прототипы «героев» получалось далеко не всегда. Например, кто эти трое джентльменов в странных бумажных шляпах с нарисованными крестами на груди и примкнувший к ним товарищ в клетчатой рубашке, с солдатским ремнём и импровизированными «подвязками» на штанах? Только после долгих раздумий мы поняли, что это — три мушкетёра и д’Артаньян.

Другое фото меня очень удивило — дети в новогодних карнавальных костюмах водят хоровод вокруг девочки, наряженной в буквальном смысле ёлочкой. Стоило больших трудов разобраться. На помощь пришли всё те же методические материалы по проведению новогоднего праздника. Оказывается, это вариации на тему стихотворения Корнея Чуковского «Были бы у ёлочки ножки…».

«А ну-ка, скидай»

…Было это лет 50 назад. В маленькой начальной школе, где я учился, готовился конкурс на лучший карнавальный костюм. Жюри возглавлял профессиональный художник. И вот один из ребят, парнишка из неблагополучной семьи, ошарашил всех. У него был классический костюм из ничего. Бармалей. Резиновые сапоги с лихими отворотами, огромная деревянная сабля, безрукавка (точнее, старая рубаха с оторванными рукавами) «на голо тело», нарисованные углём страшные усы и эспаньолка, а на голове — подобие чалмы с каким-то залихватским шлыком. Первое место гарантировано! И вдруг появившаяся уборщица внесла прозу в поэзию образа грозного корсара. Она пристально посмотрела на чалму и процедила — «А ну-ка, скидай». Пират молча размотал роскошный головной убор, оказавшийся старыми тренировочными штанами, которые хранительница чистоты принесла на тряпки для мытья пола.

Короче, маска, я тебя…

Александр Драгослав



 
По теме
Накануне Старого Нового года в ДК «Меридиан», с. Новый Быт прошел фольклорный вечер для всей семьи «Новый год по-старому».
Памятка обеспечения пожарной безопасности - Павлово-Посадский район В связи с наступлением пожароопасного периода просим Вас уделить особое внимание соблюдению правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред.
Павлово-Посадский район
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
В Московскую областную детскую клиническую травматолого-ортопедическую больницу (МОДКТОБ) бригадой скорой помощи был доставлен 5-летний мальчик с сильными болями в области бедра.
MosRegToday.Ru
Дмитрий Краснов провел очередной прием граждан - Единая Россия Лобня Руководитель фракции партии «Единая Россия» в Совете депутатов городского округа Лобня Дмитрий Краснов провел очередной прием граждан К депутату обратился житель улицы Мирная.
Единая Россия Лобня
ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
Газета Видновские Вести